Сын Божий. Сын человеческий, Александр Мень

сын Божий

Сын Божий – глава книги «Сын человеческий», в которой Александр Мень четко проводит градацию между Иисусом Христом, пророками и монархами.

Пророки несли голос Бога, обычно не понимая, что говорят – они были простыми глашатаями. Монархи были помазаны на престол, но далеко не всегда воплощали волю Бога на земле, в отличие от ветхозаветных персонажей таких, как Моисей. Но, и пророков, и монархов, называли «сынами Божьими».

Иисус Христос – был ярким отличием от всех, он стал истинным Сыном Божьим, он нес людям любовь и веру к отцу, к Богу. Он был воплощением Бога на земле, его не интересовали земные вопросы: богатство, власть, популярность. Иисус мог отпускать грехи, излечить неизлечимых больных, от людей он только ждал веры, веры в Бога, веры в счастливое будущее.

Часть II «Мессия»

Сын Божий

В Библии мы нередко встречаемся с такими выражениями, как «сын благословения», «сын гнева», «сын пророческий». Они обозначают свойства, характер и призвание человека. Под «сынами Божиими» израильтяне обычно подразумевали духовные существа, ангелов, иногда же — праведников народа Господня или монархов, помазанных на престол. Поэтому наименование «Сын Божий» прилагалось естественно и к Мессии. Христос постоянно называл Себя Сыном небесного Отца. Но из Его слов явствовало, что Его отношение к Богу не похоже на отношение других. «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына». Когда Он говорил: «Мой Отец», то касался неповторимой тайны Своей внутренней жизни: «Во Мне Отец, и Я в Отце». Однако это — не исступленное слияние мистика с божественной Глубиной, а нечто совсем иное. Богосыновство становится во Христе Богочеловечеством…

Книга Царств повествует, как пророк Илия ожидал на Синае явления Славы Господней. Пылал огонь, ревел ураган, колебания почвы сотрясали все вокруг, но в этом не было Бога. И лишь когда в раскаленной пустыне внезапно повеял тихий прохладный ветер — пророк ощутил наконец присутствие Сущего. Нечто подобное произошло и в священной истории. Ждали катастроф и падающих звезд, а вместо этого на земле родилось Дитя, слабое, как любое из детей мира. Ждали небесного витязя, сокрушающего врагов, а пришел назаретский Плотник, Который призвал к Себе «всех труждающихся и обремененных». Ждали могущественного Мессию и грозного Богоявления, а земля увидела Богочеловека, умаленного, принявшего земную «плоть и кровь»… Весть о Христе приводила в смятение, и иудеев, и эллинов. Желая заключить Его в привычные для них мерки, одни утверждали, что Иисус был лишь обычным смертным, на которого сошел Дух Божий, а другие — что Он имел призрачное тело, оставаясь в действительности только божественным Существом. Между тем Евангелие говорит о Человеке, Который ел и пил, радовался и страдал, познал искушения и смерть, и в то же время Он, Сам не ведая греха, прощал грешников, как прощает Бог, и не отделял Себя от Отца. Поэтому Церковь исповедует во Иисусе Сына Божия, Слово Сущего, Бога в действии, Который как бы проникает в самые недра творения.

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. Оно было в начале с Богом. Все через Него возникло, что возникло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям. И свет во тьме светит, и тьма его не объяла…

и Слово стало плотью, и обитало среди нас, и мы увидели Славу Его, Славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины… Ибо Закон был дан через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа.

Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, Сущий в лоне Отца, Он открыл.

Богочеловечество Христа есть откровение, и о Боге, и о человеке. Уже пророки знали, что Первопричина всего — не безликая Мощь или космический Порядок, равнодушный, как любая из сил мироздания, но — Бог Живой, говорящий с людьми, даровавший им Свой образ и подобие. Он ищет согласия с человеком, призывает его к высшей жизни. Но если в Ветхом Завете замысел Божий и лик Божий оставались прикровенными, то явление Иисуса приближает Творца к людям. Через Мессию мир должен познать, что Сущий «есть любовь», что Он может стать для каждого Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести потерянное сыновство. Ради этого в мир рождается Сын Человеческий и Сын Божий, Который в Самом Себе примиряет небо и землю. В Новом Завете стало реальностью то, что было лишь неясной надеждой Ветхого. Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом. «Бог стал человеком, чтобы мы стали богами» — эти слова св. Афанасия передают самую суть таинства Воплощения.

Читайте продолжение: Часть II «Мессия», «Искупитель».

Читать полностью «Сын человеческий», Александр Мень

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

3 комментариев к записи “Сын Божий. Сын человеческий, Александр Мень”

  1. Дмитрий:

    Все таки мы, люди, привыкли к дешевым эффектам (гром, молнии, огонь, потом и т.д.). Именно поэтому мы не можем понять, как Сын Бога, а точнее сам Бог, мог спуститься на Землю без подобных эффектов….

  2. НИНА:

    Дмитрий, не только люди привыкли к дешевым эфектам, а и пророки ждали этих эфектов. «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына». «Во Мне Отец, и Я в Отце.» Закон был дан через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа. «Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом. «Бог стал человеком, чтобы мы стали Богами» — эти слова св. Афанасия передают таинства воплощения. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, Сущий в лоне Отца Он открыл Богочеловечество Христа есть Откровение, и Боге, и о человеке. Михаил Юрьевич, благодарю за изложение материала, благодарю, благодарю!

    • Дмитрий:

      Нина, все логично, ведь пророки — это те же люди, так что от них нельзя много требовать.

Оставить комментарий