Продолжаем публиковать историю работы Майкла Роуча в алмазном бизнесе. В прошлой публикации рассказали, как ограняют алмазы, а сегодня Вас ждет следующая история:
Как делают золотые кольца с камнями (их срезают с деревьев!)?
У таких колец всего две детали – оправа и камень. Однако изделие должно пройти немало шагов, прежде чем окажется на прилавке магазина.
Первые шаги не имеют ювелирной специфики. Это изучение спроса и предложения, разработка и утверждение дизайна, чертеж изделия, оценка проектировщика (прочен ли каркас, выдержит ли неосторожное обращение, достаточно ли металла вокруг камня и пр.), расчет экономиста (сопоставима ли предполагаемая цена с ценами похожих изделий, нельзя ли уменьшить количество золота без вреда для внешнего вида и надежности и пр.). А далее начинаются интересные особенности.
Огонь, вода, медные трубы и…
Процесс отливки золотых колец не изменился за 1000 лет и проходит через выплавку из воска. Скульптор-модельер по макету делает оригинал из воска и обмакивает его в жидкую резину. После высыхания получается резиновый кубик. Формовщик скальпелем разрезает его на две части и достает восковой оригинал. В резиновых половинках делают прорези от края кубика до полости в виде кольца, оставленной восковой формой. Получилась форма для отливки восковых копий первого воскового изделия – их называют «воски».
Техник скрепляет крепкой резинкой две половинки формы и вставляет в прорезь инжектор, подающий в полость горячий воск. Когда вся полость заполнена и воск застыл, резинку снимают и осторожно вынимают из формы восковое кольцо вместе с застывшим стержнем из прорези – его называют «литник». На этой стадии восковой отделочник ликвидирует все дефекты, полируя восковую форму кисточкой.
В дело вступает мастер по изготовлению восковых деревьев (вспомните название раздела – это была чистая правда). Он берет горсть восков и за литники прикрепляет их к восковому стержню. Получается что-то вроде рождественской елки. Ее вертикально опускают в бачок с гипсовым раствором, оставляя снаружи только кончик. Когда гипс высыхает, его отправляют в печь: там воск расплавляется и вытекает, а внутри гипса остается система разветвленных каналов, ведущих к полостям в виде колец.
Литейщик подбирает лигатуры (добавки к золоту), чтобы изделие имело нужный цвет и прочность. Соотношение золота к лигатурам должно быть очень точным, чтобы получить 14- или 18-каратную пробу. Если золота будет меньше положенного – это нарушение закона. Если больше, даже чуть-чуть, – это потеря огромных денег. Сегодня для точного, до сотых долей процента, определения состава используются спектроскопические анализаторы. Лигатуры смешивают, расплавляют до жидкого состояния и под давлением заливают в гипсовое дерево. Когда металл застывает, дерево разбивают. И получается золотая рождественская елка с золотыми кольцами (отливками) вместо игрушек.
Кольца специальными ножницами по металлу срезают с дерева. Золото за время нахождения в гипсе окислилось, и с него надо счистить слой в несколько микрон. Для этого срезанные отливки помещают в кислоту или мышьяк. Или бросают в галтовочный барабан – цилиндр, наполненный металлическими или пластмассовыми шариками, смешанными с жидкой суспензией. Станок включают и оставляют работать на всю ночь. В результате будущие кольца приобретают матовый блеск.
Готовые для оправки отливки поступают оправщику. Он сверлит в них небольшое гнездо для камня. Затем восковой палочкой, приклеив ее кончик к алмазу, берет камень и вставляет его в гнездо. После этого инструментом, похожим на консервный нож, зажимает камень золотом. Все это оправщик проделывает, глядя на работу через оптический козырек.
…и тест-драйв
Заключительный этап: полировщик полирует золото до блеска, а также устраняет все впадины, если их оставил оправщик. Далее кольцо кладут в кипящий ультразвуковой раствор, чтобы смыть остатки абразива от полировального колеса, а также провести проверку на прочность: в растворе кольцо сильно встряхивается несколько тысяч раз – моделируется поведение будущего обладателя кольца. Если камень не вываливается – значит, кольцо можно носить.
Далее расскажем Вам, как СССР вошел в алмазную историю.
Цыганенко Ирина Николаевна
Сказочный процесс производства колец поражает многоступенчатым процессом, ювелирной точностью и тонкостью. Я как-то иначе посмотрела на свои украшения. Их путь ко мне был интересен. Благодарю за статью!