Уровни развития навыков

уровень развития навыка

Берясь за любое дело, мы все проходим несколько уровней развития навыков.

Наше развитие напоминает бесконечную лестницу вверх. Сколько сможем пройти ступенек за одну жизнь, зависит от нашей потребности и желания развиваться или нет, продолжая сидеть в своей «зоне комфорта», а дополнительно советуем ознакомиться со статьей «Личностное развитие и его важность».

Мы все равно пробегаем эти самые ступеньки, причем все, но с разной скоростью.

Свои жизненные уроки, в отличие от братьев наших меньших, мы должны пройти, осознанно останавливаясь на каждой ступени своего развития, чтобы приобрести новые черты характера, навыки, повысить уровень своей компетентности, чтобы стать мастером любого дела, за какое бы не взялись.

Осваивая любой практический навык или умственный, мы постоянно проходим последовательно одни и те же этапы, раз за разом.

Несколько простых примеров помогут вам не только разобраться с этой уникальной схемой, но быть реалистическим оптимистом.

Первый уровень развития навыка: Н.Н.неосознанное неумение.

Человек не умеет делать любую новую работу, но даже не понимает этого. Ему кажется, что сложностей и проблем нет, и он сам справится с любым делом наилучшим образом без учителей и учебников.

На этой ступени человеку пока неизвестно, что он чего-то не знает. Иногда, конечно, внутренний голос подсказывает, что чего-то не хватает для успеха и счастья (подробнее читайте в статье «Что такое интуиция?»).

Чтобы быстрее выйти с этого состояния, с нами фактически должно произойти какое-то событие, которое и выведет нас из «счастливого неведения» о реальной ситуации.

Пример 1: помните, что в детстве меня только возили на машине, пристегнутого в кресле, и я не догадывался, что когда-то смогу сам сесть за руль и даже не думал об этом.

Пример 2: когда-то я был мрачен и нелюдим. Мир казался ужасным и так отрицательно влиял на меня. Веселые люди казались «придурками». Чему они радуются?

Второй уровень развития навыка: О.Н.осознанное неумение.

Вот где для себя открываем новые навыки!

«Я уже задумался, что не умею этого делать». Не мешало бы научиться этому, – думаешь ты. На всем пути развития человека – это самый важный этап, напоминающий переходный возраст. Здесь человек понял, что многие вещи он делает неправильно, и пока не знает как сделать их правильно. Очень сложно, находясь на этом ступени, понять, как же себя изменить, чтобы делать все правильно и с наименьшими усилиями. У многих начинается формироваться потребность в обучении и, как следствие, зарождается желание действовать и идти вперед.

Пример 1: Возникла потребность водить машину. Но мне пока 12 лет, я понимаю, что могу пока передвигаться только на велосипеде.

Пример 2: Умные люди сказали: «Есть технологии, чтобы ладить со всеми людьми!». Так это же именно то, что мне поможет по жизни! – обрадовался ты.

Третий уровень развития навыка: О.У. осознанное умение.

«Я задумываюсь, как я это делаю» и начинаю на практике нарабатывать мой новый навык.

Человек уже знает, как поступать правильно, но сделать то, что выучил, очень сложно, так как это идет в разрез с его старыми привычками, убеждениями. Здесь кратковременно нужна сила воли, чтобы делать не как проще, а как правильно. В этом есть сложность третьего этапа, ведь мы «рабы» своих привычек. А силы воли и самодисциплины хватает только на ограниченное время.

Пример 1: Ура! Я получил права!! Учусь вождению автомобиля, но все делаю только осознанно: смотрю по сторонам, переключаю скорости, иногда путаю педали – и все это одновременно. Эта стадия не дает расслабиться, так как одновременно человек может удержать не более пяти объектов в своем сознании. Постоянные ошибки, раздражение, а как хочется все бросить, ведь невозможно за рулем отвлечься.

Пример 2: Я стал учиться улыбаться по-американски всегда и всем. Мне кажется, что это притворство, глупость и неискренность по отношении к ним.

Четвертый уровень развития навыка: Н.У.неосознанное умение.

«Я вовсе не задумываюсь о том, как я это делаю».

На этом уровне человеку трудно объяснить другим как вы это делаете, ведь все привычки закреплены на подсознании. Сложности остались на предыдущих уровнях.

Знания и умения стали автоматическими навыками и все делаем правильно и без усилий.

Пример 1: Я вожу машину и могу одновременно разговаривать по телефону, ругать непутевых водителей.

Пример 2: Теперь я улыбаюсь постоянно, не по тому, что так надо, а просто трудно сдержать улыбку перед людьми, какими бы они мне не казались.

Как вы наверно догадались – эта модель циклична и нет предела совершенству в освоении новых полезных привычек. В наше время людьми очень ценится именно этот уровень мастерства.

Ранее мы многого не умели делать из всего того, что умеем сегодня. И это же может послужить для нас очень хорошим мотивационным примером для новых покорений вершин.

Пройдя последний уровень развития навыка, наше новое «достижение» всегда ложится в нашу копилку, которая всегда следует за нами.

Приглашаем в нашу группу вКонтакте!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

11 комментариев к записи “Уровни развития навыков”

  1. Елена:

    Спешу поблагодарить Ирину Николаевну за столь понятное объяснение уровней развития навыков! Эта картинка-просто вызывает улыбку и положительный настрой внутри-ведь уже встал малыш с колен и толкает вперёд сам мяч. Дальнейший шаг- встать! (Это 3-ий уровень развития), а затем уже и гонять мяч,забивая голы и побеждая! Благодарю! С уважением Елена.

  2. Лидия:

    Да, человек, да и человечество в целом накапливает опыт, переходя с уровня на уровень…

  3. Галина:

    Получается, что каждый из нас проходит 4 уровня развития навыков? А я недавно прочитала статью об одном 40-летнем бомже, который после травмы головы вдруг обнаружил у себя музыкальные способности, причем мелодия возникает у него в голове, он играет на нескольких инструментах, не зная нот и не имея музыкального образования. Как это можно объяснить?

  4. Елена (Алена):

    Благодарю, Ирина Николаевна за статью, которая заставила остановиться и проанализировать.

    «Свои жизненные уроки, в отличие от братьев наших меньших, мы должны пройти, осознанно останавливаясь на каждой ступени своего развития, чтобы приобрести новые черты характера, навыки, повысить уровень своей компетентности, чтобы стать мастером любого дела, за какое бы не взялись.» — не всегда получается осознанно остановится. Бывает так увлеченно бежишь, что не замечаешь ошибок. Останавливаться заставляют обстоятельства: встречаешь людей на жизненном пути, которые своим поведением показывают на мои ошибки или спотыкаешься (в лучшем случае) или когда уже упал. Тогда делаешь полный анализ полученных жизненных уроков и ищешь правильный на свой взгляд дальнейший путь.

  5. ирина:

    Благодарю Ирина за статью, полностью с Вами согласна сначала мы делаем то что не понимаем, потом мы понимаем что этого не знаем, так интересно, самый главный девиз в познании мира наверное и будет звучать так: «начни делать — осознание придет а умения врасту в привычку. Как на первых уроках духовного развития, что-то делаем, не понимаем что и как но делаем и только потом доходит осознание нашей работы и видны результаты в нашей жизни.

  6. Снежана:

    Я узнла себя на 3 уровне. Благодарю за понятное разъяснение Ирина Николаевна.

  7. Светлана:

    Нельзя сказать однозначно, что кто-то находится на определенном уровне сознания. В каждом присутствуют все вышеперечисленные в разной степени.
    В педагогике неосознанное умение называется навыком, или умением, доведенным до автоматизма. Поглощение попкорна перед экраном — это тоже навык на автомате. О каком уровне сознания он подскажет?

  8. Ольга:

    Ирина Благодарю, да когда начинается что-то новое в жизни, получается как первые шаги, но потом мы не замечаем, что делаем, а это уже идёт на подсознании, вот так шаг за шагом.

  9. Валерий:

    Этот рост нужно проходить в каждой новой жизни заново! Одно и тоже! Потому что у нас новое тело. Но тонкое тело (ум, разум) переходят в нашу следующую жизнь и поэтому нас тянет к тому, что мы умели делать в прошлой жизни и это получается у нас лучше! Но это уже было.

  10. Александр:

    Необходимо развиваться во всех аспектах жизни. Но главным здесь будет духовное развитие. Благодаря ему, все остальное будет даваться гораздо легче. Мы сами себя ограничиваем в развитии. Ведь в жизни очень много интересных вещей, которым мы могли бы научиться. Да, будут именно те, в которых мы станем профессионалами, но и остальные мы можем довести до автоматизма. В эту жизнь мы приходим уже с определенными знаниями и навыками, но про них мы забываем, поэтому необходимо применять и искать себя во всех аспектах, в различных сферах и душа подскажет, где именно наше родное!!!

  11. НИНА:

    Познай себя и все будет так, как нужно, согласна с Валерием и Александром. Отличная статья, благодарю, благодарю!

Оставить комментарий