В жизни каждого человека в современном мире есть два переломных момента – это переходный возраст и кризис среднего возраста. Сегодня мы разберем все аспекты переходного возраста и расскажем, каким образом можно пройти этот период жизни человека без внутренних и внешних проблем.
Определение переходного возраста
Переходный возраст – это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21.
Переходный возраст и Природа
Одной из главных причин переходного возраста считается гормональные изменения в период половой созреваемости. Получается, что природа уверена в том, что подросток (а точнее юноша или девушка) уже готов родить своего ребенка и его воспитать! А Вы до сих пор его учите и опекаете? Вы считаете себя умнее природы, вселенной с ее законами?
Да, физически женщина формируется только к 24 годам, а мужчина к 27, а развитие мышления, разума и духовной составляющей происходит во время всей жизни человека. Но это не значит, что Вы должны опекать своих детей всю их жизнь. Чем раньше они начнут самостоятельный путь, тем лучше для них.
Каждый человек делает ошибки, и Ваша задача научить детей учиться на своих и чужих ошибках. Нельзя постоянно оберегать детей от их ошибок, ведь им все равно придется стать самостоятельными.
Завершая эту часть, мы еще раз напоминаем ее основную идею – если природа, мироздание, творец, считают, что Ваши дети готовы стать родителями, то значит и Вам пора их отпускать в свободное плавание.
Переходный возраст и исторические примеры
А теперь давайте рассмотрим исторические примеры того, как подростки и юноши были готовы не только думать о себе, но и о других людях, включая целые народы и государства.
Первый и самый яркий пример – это Александр Македонский. Как и кто обучал Александра мы уже обсуждали в статье «Каким должен быть учитель?».
В 16 лет Александр остался регентом, т.к. его отец с армией осаждал город-государство Византию, предшественник Константинополя и Стамбула. В это время одно из фракийских племен, подчинявшихся македонцам, восстало. И Александр Македонский с остатками войск подавил этот мятеж и основал на том месте город – Александрополь.
Вы считаете, что Ваши дети хуже Александра Македонского, который в 16 лет уже управлял государством, подавлял мятежи и строил города? Он в 20 лет стал царем и в течение 10 лет завоевал мир, но он бы никогда не стал знаменитейшим полководцем и правителем, если бы в переходном возрасте ему не доверяли власть и войска, если бы он не учился управлению государством, если бы он не брал ответственность за себя и государство. Если бы с ним нянчились, как современные родители «пасут» своих детей, он бы просто в 20 лет погиб от рук тех заговорщиков, что умертвили его отца.
Вторым историческим примером рассмотрим детство и юность Петра I. Вы помните, как он «игрался» с потешными полками в районе села Преображенское. Уже в 14 лет у него в потешных полках была артиллерия (16 пушек), суда и потешная крепость.
А теперь давайте посмотрим на «забавы» будущего первого императора России глазами современных родителей. Холодное и огнестрельное оружие, пушки, и все это стреляет и используется для штурма крепости и сражений в поле, а еще «морские» сражения с абордажами на озере. Вы бы разрешили своему 14-летнему сыну подобные игры? Или опять скажем, что Ваши дети хуже Петра I? Если бы не игры Петра, он бы не смог создать военный флот России, он бы не смог победить в Северной войне и получить доступ к Балтийскому морю, у него бы не было гвардейского Преображенского полка (он не только учился сам, но и учил таких же подростков).
Давайте спустимся на одну ступень ниже в государственной элите Российской империи и поговорим о дворянах. Они все учились в учебных заведениях, типа Императорского Царскосельского лицея, в котором, например, Александр Пушкин провел 6 лет в подростковом возрасте. Это было копированием классического английского образования, где дети, во-первых, получали образование у лучших педагогов, а во-вторых, отрывались от родителей и начинали свою собственную жизнь. Это для них был переходный период: с одной стороны уже нет опеки родителей, а с другой еще оставался контроль преподавателей и воспитателей.
Переходный возраст и общество
Если еще раз посмотреть определение переходного возраста, то Вы увидите, что он ассоциируется не только с гормональными имениями в организме, но и зависит от тех нравственных и религиозных убеждений, которые царят в обществе. Т.е. нужно понимать, что проблемы подростков возникают не только из-за их индивидуальных особенностей, но и из-за воззрений общества.
Чтобы Вы понимали, для примера, вернемся на 450 лет назад во время Ивана Грозного. В то время практически не было проблем переходного возраста, т.к. общество было очень религиозным, т.к. с детства учили уважать старших и т.д. Общество снимало эту проблему, а точнее не создавала ее, как это происходит в современном мире, где нет авторитетов ни для Вас, ни для Ваших детей.
Переходный возраст и семья
Общество, конечно, влияет на развитие каждого индивидуума, но главное – это семья. Именно в семье Вы сами порождаете все проблемы, включая проблему переходного возраста.
Дети с рождения хотят все делать сами! И если их поддерживать в этом, постепенно доверяя все больше и больше, то, во-первых, у Вашего ребенка не будет развиваться лень, а во-вторых, к подростковому возрасту у Вас не будет проблем отпустить детей во взрослую жизнь.
Ограждая детей от их детских проблем, включая вопросы связанные с общением со сверстниками, мы заботимся о себе, о своем спокойствие, мы отнимаем у своих детей их жизненный опыт (без ошибок, без их анализа, не может быть жизненного опыта) и, как следствие, будущий успех детей. Это первый шаг к энергетическому вампиризму!
Предлагаю очень простой пример, связанный с развитием детей. Как известно, дети начинают ходить в 12 месяцев, но есть исключения и некоторые опережают своих сверстников на 3 месяца (в том возрасте, это 25%).
Но Вы же не говорите им, что это еще рано? Что нужно подождать еще 3 месяца, т.к. это не правильно, они еще не выросли…
Почему же в переходном возрасте Вы решаете за своих детей, что им рано, а что нет? Может быть, стоит прислушиваться не только к мнению общества, но и к мнению детей, а точнее уже взрослых детей?
Как пройти переходный возраст?
Мы видем несколько вариантов решения проблемы переходного возраста:
1. Это отработанная практика в Российской империи воспитания дворян или обучения в Англии – это учебные заведения типа школы-интерната, где дети не только учатся, но и живут, например, Суворовское училище. Понятно, что нужно выбирать учебное заведение по качеству педагогов и воспитателей, а также по тому направлению, что интересно детям.
2. Второй вариант, это нечто среднее между обычной школой и интернатом – это престижная гимназия или лицей, который находится достаточно далеко от дома, но необходимо, чтобы ребенок сам добирался до школы и обратно, чтобы он постепенно привыкал к самостоятельности.
3. Это спортивные секции, технические или творческие кружки, группы танцев и т.д. Этот вариант необходимо вводит в жизнь детей с 5-7 лет.
Главное, что необходимо помнить во всех трех способах решения проблемы переходного возраста, это то, что у подростка должен появиться такой педагог, воспитатель, тренер и т.д., который смог бы стать ему старшим другом, на которого он бы хотел походить, тогда этот преподаватель смог бы заменить на переходном этапе развития Вашим детям родителей, но без нравоучений, а за счет своей харизмы.
Переходный возраст и ответ парапсихолога
В заключении хотелось бы предложить Вам ответ парапсихолога на вопрос, заданный на курсе «Духовное исцеление»:
Считается, что проблемы в подростковом возрасте возникают из-за отравления организма (мозга), т.к. печень не справляется с выводом продуктов распада клеток при их интенсивном росте. Так ли это на самом деле? В чем причина подростковых проблем? Можно ли избежать подростковых проблем?
Отвечает преподаватель Школы парапсихологии Елена Николаевна Кузьмина (0:05:31):
Чтобы не возникало проблем в переходном возрасте необходимо учить и воспитывать детей с рождения, а в подростковом возрасте, доверять своим детям, отпускать их во взрослую жизнь.
Мне понравилась эта статья. Есть о чем подумать, есть что переосмыслить, есть над чем работать. Благодарю, Михаил.
Да очень часто можно слышать термин: переходной возраст… в среде педагогической или медицинской под это понятие подводят многие необъяснимые состояния и в поведении и в состоянии здоровья. Конечно в это время 12-13 лет любой подросток или девушка очень восприимчивы к внешней среде, они могут попадать и под дурное влияние сверстников, идет изменение гормонального фона, изменение поведенческих факторов, более ярко воспринимается реальность, обостряются черты характера, и конечно правильно говорит Елена Николаевна идет формирование сексуальной энергии. Всё это требует и от педагогов и врачей и особенно от родителей очень внимательного отношения к подростковому возрасту. В это время можно сформировать и хорошие привычки и построить грандиозные планы на перспективу, важно создание системы и в школе и дома и в быту — спорт, направленной на гармоничное развитие личности и использование его энергетики в хорошем смысле — в добрых начинаниях, а жизнь сама всё расставит по местам. Важно посеять доброе светлое вечное в этих юных сердцах и открытых умах. Благодарю за статью.
Дети все разные, так же как и взрослые, и главная особенность ребёнка его воспитание и сколько ему внимание в семье уделяется, нельзя детей оставлять со своими проблемами один на один, если это мальчик, то ему надо общаться с мужчиной — это может быть не только отец, но и кто его заменяет или дед, главное найти контакт, если подросток не будет уважать этого мужчину, то это злость, раздражение и вся секс.энергия выльется на семью, а дальше улица, что бы ни кого не видеть, но а уж там как повезёт, но у нас есть практики которыми мы можем освободиться от таких карм и смертных грехов. Благодарю за статью.
Согласен полностью. И ещё бы брошюрку по воспитанию прилагали к сыновьям. А то где то я упустил момент:)
Гипер-опека со стороны родителей по отношению к детям — это крайность, вызванная желанием быть нужными и ощущать свою значимость. Отсюда инфантильность и несостоятельность многих выросших детей. И совсем неудивительно, что потом возникает много взаимных претензий к друг другу. Умение отпускать большое искусство, которому надо учиться! И начинать нужно со своего эго, чтобы не дать ему раздуться, тушить его, тушить. Благодарю за статью!
Сильная статья — мозг заставляет работать, это точно.
Современным родителям очень сложно отпустить своих детей, мы их пытаемся контролировать не только в переходном возрасте, но и позже. Но нужно работать, и в первую очередь — над собой.